Логопедическая служба

Уважаемые родители!
Татьяна Александровна Шаронова
школьный учитель-логопед рада вас видеть на своей страничке
Сегодня школьная коррекционно-логопедическая служба стала неотъемлемой частью образовательного учреждения, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными видами нарушений. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку.
Логопедическая работа в школе – это не дополнительная образовательная услуга, это деятельность, которая помогает детям с теми или иными особенностями более доступно и успешно овладеть образовательным процессом, тем самым адаптируя ребёнка к школьным условиям. В настоящее время это очень актуально, так как по данным статистики около 30% школьников страдают от недостатков письма и чтения – дисграфии и дислексии, растёт число детей, имеющих дизорфографию – неспособность применить орфографические правила в письменных работах. Коррекцией данных нарушений занимается логопед в школе.
Цели логопедической службы:
- своевременное выявление и преодоление расстройств устной и письменной речи;
- восполнение пробелов в учебной деятельности, не допуская перехода этих проблем на последующие этапы обучения.
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ по русскому языку.
- Оказание консультативной помощи учителям и родителям учащихся.
- Родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Нельзя! заставлять ребенка – логопата по нескольку раз переписывать домашнее задание, добиваясь аккуратности и правильности выполнения.
- Ребенок с речевыми нарушениями, как правило, с большим трудом осваивает технику чтения, поэтому целесообразно сначала взрослому прочитать текст, который задан для домашнего чтения, затем задать несколько вопросов о прочитанном и только после этого дать ребенку самостоятельно прочитать текст.
- Родителям важно следить и за правильностью собственной речи. Старайтесь, чтобы Ваша речь была чёткой, грамотной и выразительной.
- В ходе логопедической работы иногда возникает необходимость проконсультировать ребенка у врача – специалиста (психоневролога, невропатолога, отоларинголога), не противьтесь этому! Делается это прежде всего в интересах ребенка, чтобы выбрать оптимальный вариант для исправления недостатков его развития.
Задачи логопедической службы:
Контингент: учащиеся 1 - 4 классов.
Совет от логопеда:
- Родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Нельзя! заставлять ребенка – логопата по нескольку раз переписывать домашнее задание, добиваясь аккуратности и правильности выполнения.
- Ребенок с речевыми нарушениями, как правило, с большим трудом осваивает технику чтения, поэтому целесообразно сначала взрослому прочитать текст, который задан для домашнего чтения, затем задать несколько вопросов о прочитанном и только после этого дать ребенку самостоятельно прочитать текст.
- Родителям важно следить и за правильностью собственной речи. Старайтесь, чтобы Ваша речь была чёткой, грамотной и выразительной.
- В ходе логопедической работы иногда возникает необходимость проконсультировать ребенка у врача – специалиста (психоневролога, невропатолога, отоларинголога), не противьтесь этому! Делается это прежде всего в интересах ребенка, чтобы выбрать оптимальный вариант для исправления недостатков его развития.
За консультацией или индивидуальной помощью Вы можете обратиться, предварительно записавшись по телефону 89996345517.
Любите своих детей и заботьтесь о них.
С уважением, Татьяна Александровна.
Работа логопедического кабинета на сентябрь 2023 года (PDF, 0.5 Мб.)
Годовой план работы учителя-логопеда на 2023-2024 (PDF, 2.36 Мб.)
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни вашего ребенка. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Давайте уточним, что же подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению».
Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их. И также ниже приведены некоторые игры и упражнения для работы с детьми в домашних условиях. Их можно отрабатывать не только дома, но и на прогулке, по дороге в детский сад или домой, в магазине и т.д.
1. Сформированность звуковой стороны речи
Ребенок правильно произносит все звуки родного языка.
2. Хорошо развита мелкая моторика
- Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.
- Уметь чертить прямую линию.
- Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
- Рисовать отдельные предметов, а так же объединять их единым содержанием.
- Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
Для развития мелкой моторики используем пальчиковую гимнастику, упражнения с шариками су-джок, изготовление аппликаций, лепку, плетение, вырезание ножницами, графические упражнения (штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики. Полезно развязывать узелки на шнурках, раскрашивать и рисовать (фломастеры не рекомендуются).
3. Сформированы фонематические процессы
Уметь различать звуки на слух. Владеть навыками звукового анализа и синтеза: уметь слышать и выделять первый и последний звук в слове, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим; называть слова с заданным звуком; уметь составлять слоги и слова из звуков;
- Игра «Эхо» (са-са-за, сы-зы-сы, за-са-за);
- Игра «Кто больше придумает слов на заданный звук»;
- Игра «Не ошибись!»
Услышишь звук “С”, подними руки в стороны, а если услышишь звук “З”, то спрячь за спину (с-с-з-с-з-з-з-с-с-з-з-с-з-с-с-с-з-з-с)
Игра «Домики». Перед ребенком раскладываем набор карточек, в названии которых есть нужные звуки. Затем ребенок определяет «дежурный» звук и кладет эту карточку в соответствующий звуковой домик. Таким образом, раскладывает все карточки.
4. Иметь хороший словарный запас
а) Важно знать следующие лексические темы:
- человек, части тела;
- геометрические фигуры;
- овощи;
- фрукты;
- грибы;
- ягоды;
- деревья;
- цветы;
- одежда, обувь, головные уборы;
- семья;
- посуда;
- продукты питания;
- мебель;
- животные (дикие, домашние, севера и жарких стран);
- детеныши животных и птиц;
- птицы (перелетные, зимующие, домашние);
- транспорт, правила дорожного движения;
- профессии;
- времена года, название месяцев.
Правильно, чтобы ребенок мог ответить не только на вопрос: «Какие фрукты (овощи, мебель…) ты знаешь?», но и «Что такое яблоко (клубника, сапоги...)?» (яблоко - это фрукт, клубника - это ягода и т.д.)
«Назови одним словом»
Корова, лошадь, собака, кошка (платье, майка, шорты, свитер и т.п.)
«Классификация»
Разложить предметные картинки по группам.
Игра «Нужно – не нужно»
Я хочу посадить огород. Какие овощи будем выращивать, картошка нужна? - Да. Слива нужна? - Нет.
(Я хочу посадить сад, купить в магазине себе обувь и т.д.)
«Четвертый лишний»
Три картинки из одной темы, а четвертая относится к другой (огурец, помидор, яблоко, свекла) - Какая картинка лишняя? Почему?
«Магазин посуды»
Посуда для хлеба-хлебница, посуда для масла - маслёнка, посуда для соли - солонка, посуда для сахара - сахарница.
б) Активно использовать словарь синонимов и антонимов.
«Как сказать по-другому»
«Скажи наоборот»
в) Хорошо развит глагольный словарь.
«Кто какой голос подает?»
Собака - лает, петух - кукарекает, лягушка - квакает…
«Кто как передвигается?»
Змея - ползает, заяц - прыгает, муха - летает…
«Кто чем занимается?»
Врач - лечит, учитель - учит, портной - шьет и т.п.
«Что происходит в природе»
Солнце - светит, ручьи - журчат…
«Как движется транспорт?»
Машина - едет, самолет - летит, корабль - плывет…
г) Необходимо, чтобы ребенок умел пользоваться словарем прилагательных. Знал:
- цвета и оттенки;
- прилагательные вкуса (сладкий, кислый, горький, соленый…);
- прилагательные, связанные с настроением (грустный, печальный, веселый, усталый…);
- относительные прилагательные (апельсиновый, деревянный, пассажирский...);
- притяжательные прилагательные (лисья голова, собачий хвост, заячьи уши, мамина кофта, папина машина…);
«Лови, бросай - цвета называй»
Взрослый бросает мяч ребенку, называя прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному (красный - мак, флаг; желтый - лимон, цыпленок..)
«Скажи какой»
Апельсин - круглый, оранжевый, сочный, сладкий, вкусный…
«Чья голова (чей хвост, нос...)?»
«Бывает – не бывает»
Уши у зайца - короткие, круглые?...
5. Сформирован грамматический строй речи
а) Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения:
- образовывать прилагательное от существительного;
-правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- изменять существительные по числам и падежам;
- изменять глаголы по родам и числам;
- согласовывать числительные и прилагательные с существительными.
«Приготовим сок. Какой сок?» Сок из апельсина - апельсиновый
«Один - много»
«Мой, моя, моё»
б) понимать и употреблять простые и сложные предлоги.
«Где машинка? (зайка, мячик..)»
Играем с любимой игрушкой. Ставим под стул (кладем на стол, убираем в шкаф), ребенок проговаривает, где машинка (стоит под стулом, выезжает из-за стула, выглядывает из-под стола и т.п.)
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С ДИСГРАФИЕЙ
Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?
1. Сначала вычленить нужный звук из слова.
2. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается.
3. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве.
4. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой.
5. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.
Как видно, письмо – это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, ребёнок начинает писать с ошибками. И родители слышат слово «дисграфия». Что это за страшный зверь? Давайте разбираться.
Дисграфия – частичное расстройство письма или трудностей овладения навыками письма (если речь идет о младшем школьнике), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения (И.Н. Садовникова). Дети – дисграфики пишут или размашисто, или очень мелко, при этом слова залезают на поля, сползают со строки. Их тетрадки красны от учительских исправлений. Правила учат, но все без толку. Часто не любят письменные виды работ.
ГРУППА РИСКА ПО ДИСГРАФИИ
Говорить о дисграфии у дошкольников некорректно, ведь письменной речью овладевают лишь в 7-8 лет. В 6 лет можно лишь предположить, что ребенок в группе риска и заняться профилактикой. В группе риска находятся:
- дети с общим недоразвитием речи;
- дети, у которых в 2–3 года была задержка речевого развития;
- дети, у которых есть проблемы с памятью и вниманием;
- если ребёнок левша или переученный левша;
- если у ребёнка были травмы головы;
- если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения;
- если ребенок рано (в 6 лет) пошел в школу, и в семье интенсивно пытаются подстегнуть интеллектуальное развитие ребенка, игнорируя естественные темпы физиологического и психологического развития. Или, наоборот, если ребенок рос в социально неблагополучной среде, где возможность развиваться естественно была ограничена;
- часто болеющий (особенно в раннем детстве), ослабленный, болезненный ребенок;
- ребенок, в семье которого уже наблюдались случаи дисграфии.
ПОЧЕМУ И ОТЧЕГО ВОЗНИКАЕт ДИСГРАФИЯ
Причин у дисграфии много. Это только кажется, что писать очень просто – услышал и записал, увидел – и списал. Води ручкой по бумаге, запоминай правила и применяй. В норме, прежде чем овладеть письмом, ребенку нужно освоить языковой анализ и синтез, уметь дифференцировать на слух звуки, правильно их произносить. Обязательны сформированность лексико-грамматической стороны речи, пространственных представлений, развитый зрительный анализ и синтез. Когда одна из функций «хромает» или не сформирована, тогда-то и возникают нарушения письменной речи.
ВИДЫ ДИСГРАФИИ
Существует несколько классификаций дисграфий. Но чаще всего ее делят на 5 видов:
1. АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИСГРАФИИ.
Ребёнок пишет так, как он слышит. Не зря рекомендуется к школе исправить все недостатки звукопроизношения. Если этого не сделать, могут возникнуть проблемы с письмом. Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рот» - «лот», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе этот звук пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».
2. АКУСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИСГРАФИИ
Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменять буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв «д-т», «б-п», «ж-ш», «в-ф», «г-к» или «с-ш», «з-ж», «ч-щ», «ч-ть», «ц-т», «ц-с».
3. ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно - приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: в одно слово сливаются части или слоги разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.
4. АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Белочка скакало», «теплая одеяло»).
5. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном, это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. Ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к «Т» припишет, то у «Ш» не допишет крючок. Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Часто у ребенка наблюдается смешанная форма дисграфии. В этом случае при анализе письменных работ ребенка мы обнаружим признаки двух-трех видов дисграфий (а то и всех пяти).
Если вы заметили у своего ребенка перечисленные нарушения, не откладывайте визит к щкольному логопеду. Самостоятельно ошибки исправить вряд ли возможно. Коррекция дисграфии – дело сложное.
ИГРЫ В ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С ДИСГРАФИЕЙ
Есть некоторые вещи, которыми можно немного подстегнуть работу мозга. Полезно с ранних лет любить игры, которые развивают чувство ритма, слуховое и зрительное внимание, кратковременную память. Хорошо, если ребенок любит находить дорожки в лабиринтах, отличия в похожих картинках, дорисовывать недостающие детали, играть в такие словесные игры, как «Цепочка слов», «Назови пять слов», «Эрудит», составлять и разгадывать шарады и анаграммы, кроссворды, придумывать тексты на определенную букву. Тем более, что сейчас продаются подобные игры в виде удобных и готовых карточек.
«ЦЕПОЧКА СЛОВ»
Игроки по очереди называют слова. Слово должно начинаться со звука, на который закончилось предыдущее слово: МашинА – АвтобуС – СанкИ – ИголкА – АвтомаТ – ТигР - Ромашка… Можно ограничить слова одной темой – называть только животных, только растения и так далее.
«НАЗОВИ ПЯТЬ…»
Расширяет словарный запас и тренирует память, заодно тренирует мышление. Можно играть по дороге из школы, в очереди, в транспорте, на остановке, намыливая руки, катаясь в лифте, делая что угодно, когда голова свободна. Играть лучше вдвоем. Кто-нибудь предлагает: «Назови пять… цветов!», «Пять имен девочек, животных, видов транспорта» и т. д. Задания можно усложнять: «Назови пять диких животных Африки», «Пять садовых цветов». Предлагать задание надо, учитывая возраст и возможности ребенка.
Очень полезно меняться с ребенком местами. Во всех играх предлагайте ребенку роль ведущего, поощряйте его давать задания взрослому. Это добавляет уверенности, не всегда ведь мама может перечислить, например, всех героев любимого мультфильма или названия машин. Не бойтесь ошибаться. Надо учить ребенка, что ошибаться – не страшно. А учить можно своим примером.
Если всегда держать при себе наготове ручку и блокнот, то в машине, в очереди в поликлинике, на остановке, на прогулке, на даче, если пошел дождь и не получается погулять, можно также поиграть в разные полезные игры. Например, написать длинное слово и составить из него другие слова: «Электричка – тир, три, кит, лак и так далее». Выигрывает тот, кто больше придумает слов, используя только буквы заданного слова.
Можно попробовать превратить одно слово в другое. Пишется слово, задача игроков, заменяя по одной букве за один ход, превратить его в другое слово. Выигрывает тот, после кого уже не получится слово изменить. Можно усложнить задание, написав первое и последнее слова, предложив ребенку самостоятельно восстановить цепочку превращений. Например, муха…бокс: муха-мука-бука-бока-бокс.
«ЭРУДИТ»
Русская версия английской игры Скрэббл. Продается в детских магазинах, в отделах, посвященных настольным играм. Игроков несколько. Перед началом игры каждый наугад берет семь фишек с разными буквами. Задача - составить из своих букв слово. Игра активизирует словарный запас, развивает наблюдательность, позволяет младшим игрокам узнать новые слова.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИСГРАФИКОВ
«КОРРЕКТУРНАЯ ПРАВКА»
Предложите ребенку скучный текст, набранный крупным шрифтом. Ежедневно по 5 минут в день в нем надо вычеркивать определенные буквы. Например, сначала «у», через несколько дней - «а». Потом беремся за согласные, лучше всего начать с тех, которые ребенок путает. Например, дней пять ученик вычеркивает «Б», потом «Д». Затем задание усложняется: надо одновременно выискивать в тексте сразу две буквы. Одну, например, зачеркивать, другую - обводить в кружок. Чаще всего дети путают такие пары «М/Л», «П/Т», «У/Ю», «Д/Б».
«ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ»
Можно купить готовые сборники упражнений с пропущенными буквами. Ребенку останется только вставить нужную букву. Лучше проработать слова заранее и выбирать сначала совсем коротенькие упражнения.
«ЗАЧЕРКИВАНИЯ, ИЛИ «ЗАБОРЧИКИ»
Прочитайте ребенку небольшой по объему текст. Потом ребенок должен написать его под диктовку, после чего взять в руки карандаш и самостоятельно проверить написанное, сверяясь с образцом. Проверять следует таким образом. Например, в образце написано: «Наступила осень». Ребенок читает «Н», смотрит у себя и зачеркивает карандашом «Н» в своей тетрадке. Дальше опять смотрит в образец и вслух говорит: «А», у себя зачеркивает в слове «наступила» букву «А». И так весь текст. К концу проверки текст становится похожим на частокол. Делать рекомендуется не более пяти минут в день! Занятие, что и говорить, нудное, но через пару недель ошибок становится заметно меньше.
«ПОРТРЕТ «ЛЮБИМОЙ БУКВЫ»
Если ученик упорно путает буквы или их элементы, можно предложить сделать портрет «любимой» буквы: нарисовать её в виде сказочного существа, здания, вылепить из пластилина, испечь в духовке (и съесть потом), выложить из бисера, крупы на пластилине, вышить, вырезать из бархатной или блестящей бумаги, лишь бы получилось ярко и необычно.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Дисграфию легче преодолеть, если первое время писать карандашом или специальной ручкой, которую можно стереть. Ошибся, стер, написал правильный вариант. У ребенка появляется уверенность в своих силах, он меньше фиксирует внимание на ошибках, в результате действительно начинает лучше писать. Также лучше не исправлять ребенку ошибки, а предлагать ему самому найти места, где он ошибся. Удобной ручкой для дисграфика будет ручка с пупырышками для пальцев и трёхгранным корпусом. В продаже часто есть также трехгранные насадки для ручек и карандашей. Кроме того, ребенку легче писать гелевой ручкой.
Даже если ребенок умеет читать про себя – пусть читает вслух. Всего минут 15-20, но веселое, не занудливое. Все домашние упражнения тоже рекомендуется проговаривать вслух. Сначала читать вслух, а потом, при списывании, опять все проговаривать.
Старайтесь дробить задания. Лучше выполнять небольшие порции письменных упражнений по 10 минут, чем много часов переписывать испорченные тексты. Дети быстро устают, внимание падает, ошибок становится все больше, и ребенку кажется, что он загнан в тупик, что он с этим не справится никогда. А если сделать одно упражнение, получить за него похвалу, потом другое, между ними отвлечься на гимнастику для глаз или для рук, то вроде уже не так все страшно. Старайтесь не акцентировать внимание ребенка на ошибках. Первое время лучше вообще на них не обращать внимания, а видеть только улучшения и отмечать только их.
Игра с пластилином
Слепите с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребенок может вместе со взрослыми вылепить букву из теста, а потом испечь из них печенья.
Игры со счетными палочками, мозаикой и другими подручными средствами
Дети с удовольствием выкладывают букву из счетных палочек, мозаики, магнитов и др.

Ниткография
С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву. Этот метод называется «ниткографией».
Буквы из проволоки
Взрослый может научить ребенка делать букву, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком сочиняйте забавные истории из жизни букв.
Занятия на прогулке
На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы или слоги. Выложите их из шишек, желудей или любого подручного материала. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.
Игра с красками и водой
Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или, вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола. Не забывайте так же о цветных мелках, которыми можно рисовать на асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисование на запотевшем окне.
Развиваем тактильные ощущения
Для того, чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом. Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине ребенка
Рисуем буквы в воздухе
Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем, в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Советую вам встать перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на свое отражение, иначе все асимметричные буквы будут «смотреть» не в ту сторону.
Итак, приготовьте цветные карандаши, счетные палочки или спички (предварительно отломите от них головки), проволоку, пластилин и отправляйтесь вместе с ребенком знакомиться с буквами.